Акушерство, гинекология и репродукция Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК  
Главная Архив О журнале Контакты Подписка

Интервью с народной артисткой РСФСР Ириной Мирошниченко


Дата публикации на сайте: 2008-08-11
Доступна также в печатной версии журнала
Резюме | Полный текст | Скачать в PDF
Акушерство, гинекология и репродукция. 2008; N4: c.8-11

Резюме:


Ключевые слова:






- Когда и как к вам пришло решение стать актрисой, ведь известно, что в детстве вы занимались балетом, а также учились в «Гнесинке» по классу скрипки?

- Желание это было все время. Оно подогревалось тем, что у меня мама, к сожалению, несостоявшаяся актриса. Несостоявшаяся не потому, что у нее что-то там не получилось из-за таланта, а просто из-за 1939 года, из-за определенных событий в Москве. Арестовали ее мужа, и она не могла уже больше заниматься в театральной школе Таирова, которая находилась напротив нашего дома. Я думаю, что желание стать актрисой возникло исподволь, я сначала очень боялась его, но когда уже подступил 10 класс, я однажды прочитала объявление в «Вечерке», что набирается коллектив в студию при театре Ленинского комсомола. Я пошла, попробовала свои силы и провалилась. Спустя почти год, когда я заканчивала 10 класс, вдруг раздался звонок: «Вы в прошлом году поступали, и не хватило места, а сейчас у нас отсеялось два человека, и из всех прежних мы вас очень хорошо запомнили, не хотите ли попробовать еще раз?». Я, конечно, сказала, что хочу. Театральная студия была вечерняя, т.е. можно было совместить ее со школой. И вот я пришла, сдала экзамены и поступила в эту театральную студию. И тогда уже было понятно, что это мое направление, мое призвание. В студии я репетировала главную роль в спектакле «Бесприданница», который собирался ставить Владимир Ворошилов. Я всегда возвращалась очень поздно домой, ближе к 12, вечно зареванная. Мама спрашивала: «Что ты там такое делаешь? Почему ты вечно заплаканная?». Я отвечала: «Мама, я репетирую…». Она взяла и пошла на разговор к Ворошилову, сказала ему: «Что Вы там с моей дочерью делаете? Почему она все время заплаканная?», он заулыбался и говорит: «Я с ней ничего не делаю, Ваша дочь обязательно будет очень хорошей актрисой, пусть она продолжает учиться». И я думаю эти слова, были достаточно напутственны.

- Вы много работаете, и я не могу не заметить, не могу не сделать вам комплемент по поводу вашей внешности. Как вам это удается?

- Вы сами ответили на этот вопрос, я много работаю. Все. Это меня держит, я обязана выглядеть хорошо.

- У нас многие женщины считают, что после 45 лет, жизнь прожита и от возрастных проблем со здоровьем никуда не денешься. За рубежом наоборот, такой элегантный возраст считают началом нового этапа в жизни. Какой из этих подходов вам ближе?

- Мне нравится второй, зарубежный. Мне бы очень хотелось, чтобы у нас с этим подходом стали все жить. Очень хотелось бы. После 45 действительно, начинается совсем иной этап в жизни, когда уже не нужно столько внимания уделять воспитанию детей. Дети выросли, в карьере создан определенный базис. Можно больше посвящать времени себе, любимой. А возрастные проблемы со здоровьем во многом можно решить, или избежать их, если подумать об этом заранее.

- Известно, что у Вас большой опыт вождения автомобиля. Любите водить?

- Да! Очень люблю. Я избаловалась. У меня через дом - аптека, магазин, и я сама себе говорю: «Ирочка не ленись, иди пешком». Но когда я прохожу мимо, автомобиль как будто мне подмигивает. Я тут же в него – раз! И - одно удовольствие! Я обожаю автомобиль.

- А по пробкам?

- Я ищу какие-то новые варианты, объездные пути. Поскольку я москвичка, я знаю подворотни, проезды, переулочки. По крайней мере, в центре, новые районы я мало знаю. Потом я всегда умею лавировать: если вижу, что здесь уже тупик, я еду в обход. Мне лучше дальше, но ехать, нежели короче, но стоять.

- Вы играли во многих картинах, в том числе у таких известных режиссеров как Георгий Данелия, Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский. Какой из этих фильмов, вы сами любите больше всего сейчас?

- Прежде всего я не могу не сказать, о фильме «Дядя Ваня» Андрея Кончаловского. В нем сомкнулось очень много компонентов: прежде всего автор, Антон Павлович Чехов, далее - изумительный, современный, талантливейший режиссер Кончаловский. Не устала этого говорить, потому что он действительно такой. Особенно тогда, в пору своей молодости… Тогда он был молодой, очень энергичный, мобильный, он столько придумывал, он требовал, он добивался, он делал то, что называется «фильм на века». Не говоря уже, что у меня там были поразительные партнеры. Это Смоктуновский, Бондарчук, Зельдин, Ирина Анисимова-Вульф и Ирочка Купченко. Там была сильнейшая команда, какую редко когда найдешь, особенно для молодой начинающей актрисы, каковой я в то время была. Поэтому для меня это была огромная школа и шаг в будущее, и сразу же какая-то очень высокая планка.

- В сериалах вас гораздо реже можно увидеть, в качестве примера можно привести только Зимнюю вишню – 3…

- Зимняя вишня-3 - это не сериал, это фильм. Сериал у меня был «Капитанские дети» и «Прощальное эхо». У меня было всего два сериала. Мне кажется, это были достаточно достойные сериалы и достойные роли. Они претендовали на какую-то художественную ценность и человеческую суть. Не «развлекаловка», а немножко другое…

- То есть по поводу сериалов - это принципиальная позиция?

- Ну вы знаете, я не могу сказать, что это какой-то принцип. Просто я исхожу из ситуации, из обстоятельств, которые возникают. Быть может, появится проект какого-то восхитительного сериала, и я с удовольствием в него пойду. Что такое сериал? У меня очень-очень давно был замечательный фильм «В одном микрорайоне». Там было действие в 12 серий, замечательнейший был, интересный фильм. Далее, у меня был изумительный фильм под названием «Профессия - следователь». Там 5 серий и снимался он как телевизионный фильм. У меня был телевизионный фильм «Авария», там 2 серии... Так что это зависит только от качества того, что ты делаешь. От качества сценария, режиссера, команды и от того, как это делается.

- О театре и Ваших театральных работах общество меньше осведомлено, чем о работах в кинематографе. Не могли бы вы рассказать о последних театральных постановках с Вашим участием?

- С удовольствием. Прежде всего - это символ Московского Художественного театра, это «Чайка» Антона Павловича Чехова. Главная женская роль, Аркадия - это то, что я играла уже много лет, и играю, слава тебе Господи, по сегодняшний день. Кстати, по поводу вопроса о внешнем виде: тут уже - кровь из носа, нужно хорошо выглядеть, быть в форме, чтоб работать и играть такую женскую роль. Далее, замечательный спектакль под названием «Тартюф». Очень смешной, веселый и талантливый спектакль. Я играю прелестную роль, не большую, но очень значительную. У меня есть еще замечательный спектакль под названием «Немного нежности». Спектакль идет на малой сцене, там блистательно играет Ольга Яковлева, Станислав Любшин и Владимир Краснов. Замечательная такая команда. Там у меня тоже очень смешная и очень интересная роль. Далее у меня есть моя великая пьеса, которая идет 27 сезонов. Правда, в этом сезоне я сыграю только один раз, к сожалению, потому что болен мой основной партнер. Это пьеса Теннесси Уильямса «Татуированная роза».

- Не было у вас на каком-то жизненном этапе желания уйти, поменять театр?

- Вы знаете, никогда! Такая мысль ко мне не приходит в голову. Единственное, у меня есть одна антреприза, которая, возникла неожиданно. Замечательный драматург Николай Бендера ввел спектакль, который называется «Безумства любви». Это французская комедия положений. Очень смешная! Ну и очень неожиданная, смешная роль. Я такой никогда не играла, и мне захотелось ее сыграть. Помните как Раневская Фаина Георгиевна в гениальном произведении «Весна», играла такую смешную, большую девчушку, такого большого ребенка? Мне очень захотелось что-то похожее воссоздать.

- А стоял когда-нибудь перед вами следующий выбор: кинематограф или театр? Ставил ли кто-нибудь Вас перед этим выбором?

- Вы знаете, ставили! Была такая ситуация в жизни. Но все-таки я всегда выбирала театр. Наверное, это внутренняя привязанность театру. Театр - это мой дом, меня здесь вырастили, выучили, и я отказывалась от очень многих ролей в кино, которые требовали отъезда, долгого проживания на натурных съемках.

- Как вы пришли к тому, чтобы начать карьеру певицы?

- На одном из концертов, где я читала какой-то монолог, стихи, а потом переходила чуть-чуть в песню, присутствовал Лев Лещенко. Надо сказать, у меня в Концерсном зале «Россия» вскоре намечался вечер, посвященный 50-летию. Лещенко мне предложил вместе исполнить на нем песню. Очень талантливый, интереснейший, молодой композитор Андрей Никольский предложил песню «Как жаль». Так мы записали песню для вечера. Мне очень понравилось, что пишет Андрей. Он показал мне много других своих песен, и мне захотелось перепеть их все. И после этого я стала издавать диски, делать сольные концерты по его песням, стихам и музыке.

- Вы только с Андреем Никольским сотрудничаете?

- Сотрудничала, да. Но потом, мне стали предлагать свои произведения и другие авторы. На акции на Красной площади в поддержку проведения Олимпиады в России, зная, что я говорю на французском, мне предложили спеть французскую песню. Я спела. Вот сейчас композитор Алексей Гарнизов к концерту, посвященному Году семьи, написал специальную песню и предложил мне ее исполнить. Однако, в любом концерте у меня в основном песни Андрея.

- А когда ожидать ваш новый диск?

- Вы знаете, сейчас вот подсоберется немножечко материала, и буду думать над изданием нового диска, потому что знаю, что его очень ждут.

- Мы тоже будем ждать новый диск! Вы снимаетесь в кино, играете в театре, поете. Вы известны также как автор мастер-класса «Психология в театре и в реальной жизни». Как вам удается сочетать по времени такие разноплановые активности? Есть ли какой-то секрет, как везде успевать?

- Вы знаете, это еще мало, раньше я работала еще более активно. Сейчас уже, конечно, и годы свое берут, и усталость, и какие-то болезни, я не могу уже работать, как раньше. Раньше ведь, я сыграю спектакль, и на поезд. Весь следующий день снимаюсь в Ленинграде. Затем - обратно поезд в Москву, на следующее утро в 10 утра репетиция, спектакль, поезд, потом - обратно Москва. Так было, когда я снималась в фильме «Здесь наш дом», в фильме «Миссия в Кабуле». И вот так я жила всегда. Это то, к чему стремятся все актеры. Профессия предполагает разноплановость, плотность графика и востребованность. Замечательно, когда ты нужна. Хуже, когда ты никому не нужна.

- То есть Вы считаете такой безумный ритм нормой жизни для актера?

- Да! Я думаю востребованность и необходимость в Вас - она всегда ценна. Человек всегда к этому стремится.

- Как вы предпочитаете отдыхать? Сколько времени вы отдыху уделяете?

- Сейчас отдых - это мой дом. Раньше я очень любила плыть на корабле по морю. Это был самый лучший для меня отдых. Сейчас же для меня самое лучшее место - это дом, где я закрываюсь, где мне тепло, где мне уютно.

- Можете поделиться своими творческими планами, что в будущем году вы планируете?

- Я не могу так вам сказать. К сожалению, приходит такой период жизни, когда меньше планируешь, а живешь по принципу «хотела бы сделать, а получится или нет – посмотрим…». Но хотелось бы сделать многое. Хотелось бы и новых ролей в театре, хотелось бы, чтобы ко мне вернулось большое кино. Хотелось бы записать новые песни, сделать сольный концерт… Хотелось бы очень много чего, но не факт, что это может произойти. Дай Бог, чтобы произошло!

- Поговорив сейчас с Вами, услышав Вашу активную позицию, я уверен, что эти планы будут исполнены и Ваши новые роли, песни будут радовать поклонников. Большое спасибо за содержательную беседу, и последний вопрос: чтоб вы могли пожелать нашим читателям?

- Здоровья, надежды, сил, и - не уставать мечтать!

Ирина Мирошниченко – ведущая актриса одного из старейших и легендарных театров России МХАТ имени А.П. Чехова. Ученица корифеев театра, с первых дней своей творческой жизни во МХАТе она продолжает традиции этой школы. Знаменита она исполнением главных ролей в пьесах А. Чехова, О. Уайльда, М. Булгакова, Т. Уильямса, Л. Зорина, М. Рощина. Ирина Мирошниченко давно радует зрителей своими киноработами, многие из которых получили международное признание и заслужили награды на различных кинофестивалях. Фильмы с ее участием демонстрировались в разных странах и городах мира. Некоторые из них стали классикой российского кинематографа. В 1988 году И.П. Мирошниченко было присвоено звание народной артистки РСФСР за достижения в области театра и кино. Она является членом Союза кинематографистов России, членом Союза театральных деятелей России, членом Гильдии актеров кино России.


Основные роли Ирины Мирошниченко в кино:

1963 Я шагаю по Mоскве
1966 Их знали только в лицо
1967 Николай Бауман
1968 Ошибка резидента []
1969 Андрей Рублев (Страсти по Андрею)
1970 Кремлевские куранты
1970 Миссия в Кабуле
1971 Дядя Ваня
1971 Пришел солдат с фронта
1972 Это сладкое слово - свобода!
1973 Здесь наш дом
1974 Соло для часов с боем
1975 Единственная дорога
1975 Страх высоты
1976 ...И другие официальные лица
1978 Комиссия по расследованию
1978 Любовь моя, печаль моя
1978 Агент секретной службы
1980 Старый Новый год
1980 Вам и не снилось...
1980 Вернемся осенью
1981 Шляпа
1982 Профессия - следователь
1983 Признать виновным
1984 Рыжий честный влюбленный
1985 Неудобный человек
1986 Жалоба
1986 Тайны мадам Вонг
1987 Наездники
1989 Не сошлись характерами
1990 Зимняя вишня-2
1990 Зона - мир в другом измерении
1995 Зимняя вишня-3
1996 Клюква в сахаре
2006 Капитанские дети